ПОСЛАНИЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ ФРАНЦИСКА НА ТРЕТИЙ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕДНОГО

34 воскресенье Рядового времени
17 ноября 2019

Надежда бедных не до конца погибнет

  1. “Надежда бедных не до конца погибнет” (Пс 9:19). Эти слова Псалма неизменно остаются актуальными. Они выражают глубокую истину, что вера в первую очередь запечатлевается в сердцах бедных, восстанавливая утраченную надежду перед лицом несправедливости, страданий и неустойчивости жизни.
    Псалмопевец описывает удел бедного и гордыню его угнетателей (ср. 10, 1-10). Он призывает суд Божий, чтобы восстановить справедливость и одолеть зло (ср. 10, 14-15). В его словах мы слышим отзвук древних как мир вопросов: «Как может Бог терпеть неравенство? Как Он может позволить унижать бедного и не спешит ему на помощь? Почему он позволяет угнетателям процветать вместо того, чтобы осудить их поведение, особенно в свете страданий бедных?»
    Этот Псалом написан во времена бурного экономического роста, который, как это часто бывает, привел также к значительным общественным диспропорциям. Неравновесное распределение богатства вызвало появление значительного числа бедных людей, чье положение выглядит еще более драматическим в сравнении с богатством, принадлежащим привилегированному меньшинству. Псалмопевец, наблюдая это, рисует очень реалистическую картину.
    В те времена надменные и нечестивые люди преследовали бедных, стремясь отобрать то немногое, что у них было, и обратить их в рабов. В наши дни мы видим примерно то же самое. Экономический кризис не препятствует значительным группам людей приобретать богатства, несообразность которых зачастую режет нам глаза, когда на улицах наших городов мы каждый день встречаем множество бедняков, лишенных самого необходимого, подвергающихся эксплуатации и терроризируемых. Тут вспоминаются слова Книги Откровения: «Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр 3:17). Проходят столетия, но удел богатого и бедного неизменен, как будто история ничему не учит нас. А значит, слова псалма относятся не к прошлому, но к нашему настоящему, когда оно предстает перед Божьим судом.
  2. И сегодня мы должны признать существование многих новых форм рабства, которым подвержены миллионы мужчин, женщин, молодых людей и детей.
    Каждый день мы встречаем семьи, вынужденные покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине; сирот, потерявших родителей или насильственно разлученных с ними жестокими средствами эксплуатации; молодежь, стремящуюся к профессиональной реализации, но лишенную работы близорукой экономической политикой; жертв различных форм насилия, от проституции до торговли наркотиками, глубоко униженных. Как мы можем не замечать миллионы иммигрантов, становящихся жертвами чьих-то скрытых интересов, часто используемых в политических целях, тех, кому отказано в солидарности и равенстве? И всех бездомных изгнанников, наполняющих улицы наших городов?
    Как часто мы видим бедных людей, проверяющих мусорные баки в поисках того, что другие выбросили как излишки, в надежде найти что-то съестное или какую-нибудь одежду! Они и сами оказались внутри человеческого «мусорного бака»; с ними обращаются как с отбросами, и виновные в этом позорном факте не испытывают и малейшего чувства вины. Их часто расценивают как нахлебников общества, бедным даже не прощают их бедности. Суждение всегда выносится быстро. Бедным не позволено быть боязливыми или отчаиваться; их рассматривают как угрозу или считают их бесполезными -–просто потому, что они бедны.
    Что еще хуже, они не видят света в конце туннеля предельной бедности. Мы дошли до того, что наша архитектура стала враждебной, призванной освободить улицы, последнее, что у них есть, от их присутствия. Они скитаются от города к городу в надежде найти работу, дом, знак сочувствия… Последний становится лучом надежды; но даже когда, кажется, справедливость побеждает, они встречаются с насилием и принуждением. Вынужденные работать бесконечно долго под палящим солнцем, собирая сезонные урожаи, они получают до смешного ничтожную оплату. Они тяжко трудятся в небезопасных и нечеловеческих условиях, так что не могут почувствовать себя равными другим людям. Они лишены пособий по безработице, социальных выплат, даже оплаты периода нетрудоспособности.
    Псалмопевец жестоко и реалистично описывает позицию богачей, грабящих бедных: «подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои» (ср. Пс 10(9):30). Как на охоте, бедным расставляют ловушки, хватают их и обращают в рабство. В итоге многие из них впадают в уныние, ожесточаются, тревожатся, стремясь уйти из поля зрения. Одним словом, мы видим рядом с нами множество бедных людей, часто оболганных и едва выносимых. Они становятся невидимыми, их голос общество больше не слушает и не слышит. Мужчины и женщины все более отчуждаются и изгоняются из нашего окружения.
  3. Псалом окрашен печалью, ведь бедный терпит несправедливость, страдания и разочарование. Одновременно он предлагает трогательное определение бедного: бедные «уповают на Господа» (ср. ст. 11), уверенные, что их не забудут. В Писании бедные – это те, кто уповает! Псалмопевец также приводит основания для этого упования: они «знают» Господа (ср. там же). На библейском языке такое «знание» говорит о личном отношении расположения и любви.

Это определение, сколь бы впечатляющим и совершенно неожиданным оно ни было, лишь выражает Божье величие в Его отношении к бедным. Его творческая мощь превосходит все человеческие ожидания и являет себя в Его «памятовании» о каждом человеке (ср. ст. 13). Именно это доверие Господу, уверенность в том, что Он не забывает, вселяет надежду. Бедные знают, что Бог не может их бросить; итак, они постоянно живут в присутствии Бога, помнящего о них. Помощь Божья превышает их нынешние страдания, чтобы указать путь освобождения, укрепляющий и преображающий сердце.

  1. Писание постоянно говорит о Боге, помогающем бедным. Это Он «слышит» «их вопль» и «приходит на помощь»; Он «оберегает» и «защищает» их; Он «выручает» и «спасает» их…Воистину, Бог никогда не будет равнодушен к бедным и не промолчит в ответ на их мольбы. Бог избавляет и не забывает (ср. Пс 40(39):18; 70(69):6); Он им прибежище, и Он всегда приходит на помощь (ср. Пс 10(9):13).
    Мы можем возвести любое число стен и закрыть двери в тщетном стремлении ощутить безопасность в нашем благополучии за счет оставленных снаружи. Это не будет продолжаться вечно. «День Господень», описанный пророками (ср. Ам 5:18; Ис 2-5; Иоиль 1-3), разрушит преграды, созданные между народами и заменит высокомерие немногих солидарностью многих. Маргинализация, болезненно испытываемая миллионами людей, долго не продлится. Их крик набирает силы и охватывает всю землю. Говоря словами о. Примо Мадзолари, «бедные – это постоянный протест против нашей несправедливости; бедные – пороховая бочка. Если мы ее подожжем – мир взорвется».
  2. Нам не скрыться от настойчивого призыва в защиту бедных, содержащегося в Писании. Куда бы мы ни посмотрели, Слово Божье указывает на бедных, которым недостает необходимого, потому что они зависят от других людей. Они – угнетенные, незаметные, отверженные. И все же, перед лицом бесчисленных множеств бедняков, Иисус не боится отождествить Себя с каждым из них: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40). Если мы отказываемся от этого тождества, мы искажаем Благую Весть и обедняем Божье Откровение. Бог, которого Иисус открывает нам, — это Отец: щедрый, милостивый, изобилующий добротой и милостью. Он дарует надежду, особенно тем, кто лишился иллюзий и не надеется более на будущее.
    Как мы можем не замечать, что заповеди Блаженства, с которых Иисус начинает проповедь Царства Божьего, открывают слова: «Блаженны вы, нищие» (Лк 6:20)? Смысл этой парадоксальной вести в том, что Царство Божье принадлежит бедным, потому что они в положении, когда принимают его. Как много бедных людей встречаем мы каждый день! Кажется, течение времени и развитие цивилизации скорее увеличивают, чем сокращают их число. Проходят века, и заповеди Блаженства кажутся все более парадоксальными» бедные становятся все беднее, и сегодня они беднее, чем когда-либо раньше. И все же Иисус, провозгласивший Свое Царство, поставив в центре бедных, именно это хотел нам сказать: Его Царство открыто, но нам, Его ученикам, Он вверил расширение его и ответственность дарить бедным надежду. Особенно в такие времена, как наши, люди нуждаются в оживлении надежды и возрождении доверия. Эту ответственность христианская община не может недооценивать. Достоверность нашей проповеди и христианского свидетельства зависит от этого.
  3. Церковь, приблизившись к бедным, начинает понимать, что Она – единый народ, рассеянный по многим странам, призванный помочь каждому человеку не чувствовать себя чужаком или изгоем, ведь Она объединяет всех людей на общем пути к спасению. Положение бедных обязывает нас приблизиться к Телу Господа, страдающего в них. Мы призваны прикасаться к Его Плоти и принять личное обязательство служения им – подлинной формы евангелизации. Обязательство поддержки бедных, включая их общественную поддержку, не чуждо возвещению Евангелия. Напротив, оно показывает реализм христианской веры и ее историческую ценность. Любовь, дарующая веру в Иисуса, выводит Его учеников из плена удушающего индивидуализма и узких кругов духовной близких людей, не влияющих на общественную жизнь (Ср. Апостольское Увещание Evangelii Gaudium, 183).
    Не так давно мы оплакивали смерть великого апостола бедных, Жана Ванье. Его служение открыло новые пути проявления солидарности с людьми, выброшенными на обочину жизни и трудов во имя их развития. Бог даровал Жану Ванье благодать посвятить всю свою жизнь нашим тяжелобольным братьям и сестрам, которых общество часто стремится исключить из себя. Он был одним из «святых по соседству»; благодаря его энтузиазму он собрал вокруг себя множество молодых людей, мужчин и женщин, ежедневно трудившихся, даруя любовь и возвращая улыбки на лица множества инвалидов, предлагая им настоящий «ковчег» спасения от маргинализации и одиночества. Его свидетельство изменило жизни бесчисленного числа людей, помогло миру иначе взглянуть на менее удачливых, чем мы сами, людей. Вопль бедных был услышан и породил неколебимую надежду, создав видимые и ощутимые знаки конкретной любви, к которой и сегодня мы можем прикоснуться нашими руками.
  4. «Предпочтение последних, тех, кого общество отбраковывает и отвергает» (Evangelii Gaudium, 195) – это приоритет для последователей Христа, не затем, чтобы подвергнуть сомнениям авторитет Церкви, но чтобы дать подлинную надежду многим нашим незащищенным братьям и сестрам. Христианское милосердие в них обретает конкретное выражение, ведь их сострадание и готовность делиться любовью Христовой с нуждающимися укрепляют их самих и подтверждают проповедь Евангелия.
    Участие христиан во Всемирном Дне Бедного и особенно в ежедневных событиях превосходит инициативы в деле помощи. Сколь бы достойны похвалы и необходимы они ни были, они должны преследовать цель пробудить в каждом человеке большую заботу о людях в беде. «Любящая внимательность порождает подлинную заботу о личности другого человека» (Evangelii Gaudium, 199) – о бедном и поддержку их подлинного благополучия. Нелегко быть свидетелем христианской надежды в контексте культуры потребления, культуры мусора, озабоченной только распространением малосодержательного и эфемерного благополучия. Изменение мышления необходимо, чтобы вновь открыть самое важное и воодушевить проповедь Царства Божьего.
    Надежду несет также чувство наполненности, порождаемое сопутствованием бедным не на краткий момент энтузиазма, но благодаря постоянному намерению, подтвержденному временем. Бедные обретают подлинную надежду не оттого, что видят наше удовлетворение от уделения им нескольких минут нашей жизни, но узнавая в нашей жертве дело подлинно бескорыстной любви.

Перевод Ольги Тимофеевой, «Каритас»