История, не утратившая смысла
Как известно, Иисус сказал однажды «Ибо нищих всегда имеете с собою». Как описывает этот случай евангелие от Марка, к Нему подошла женщина с сосудом, полным дорогих духов, и облила ими голову Иисуса. Эпизод вызывает споры по сей день.
Стоимость духов была очень высока, и это возмутило многих присутствовавших. 300 динариев — столько в среднем получал наемный работник за 12 месяцев. Логично было бы предположить, что продав благовония и поделиться вырученными деньгами с неимущими было бы правильней.
Как пишет евангелист Иоанн, Иуда так и заявил: не лучше ли было продать те духи, чтобы выручку раздать бедным? И сам же Иоанн дает следующий вопрос: «Он сказал это не потому, что заботился о бедных, а потому, что был вором и, хранив сундук, брал то, что в него клали». Поскольку именно будущий предатель критикует Христа, это лишний раз доказывает, что не признающие бедных также предают Спасителя и не являются его подлинными учениками.
Иную трактовку дает сам Иисус, помогая нам глубже понять поступок женщины. Предвидя свою скорую гибель, он понимает ее жест как указание на будущее помазание своего бездыханного тела перед помещением его в гробницу. Иисус напоминает присутствующим, что он – самый бедный из всех бедняков, будучи своего «представителем» каждого из них. И в поступке женщины он также видит милость к обездоленным и презираемым, потому что ее женская суть подсознательно ощутила то, что было на душе у Христа.
Помощь бедным как шаг к собственному спасению
Малоимущие люди, независимо от их национальности и места проживания, несут нам благую весть, потому что с их помощью каждый из нас, помогая им, может еще явственнее познать нашего Творца. Наша задача – не останавливаться на этом пути, осознавать ту таинственную мудрость, передаваемую нам Богом через этих людей.
Соответственно этому, нам следует в полной мере следовать приглашению Господа «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Преобразуясь душевно в соответствии с этим призывом, мы раскрываемся пониманию различных проявлений бедности и способствуем проявлению Царства Божьего, придерживаясь убеждений веры. Нередко бедных воспринимают как некую отдельную категорию людей, которой просто необходима помощь. В этом отношении следование за Христом означает перемену в мировоззрении, в способности разделять судьбу и проявлять участие к бедным.
Примечательно, что здесь доктрина Иисуса противоречит бытовому житейскому пониманию, поскольку в ней есть обещание того, что могут различить только глаза искренне верующего: «Всякий, кто покинул дом, или братья, или сестры, или отец, или мать, или дети, поля имени Моего, он получит стократно и наследует жизнь вечную» (Мф 19:29). Если вы предпочитаете эфемерное богатство, мирскую власть и тщеславие – то вы не способны пожертвовать вашей жизнью ради любви. Вы будете жить неполной жизнью, даже питая добрые намерения, но еда ли сумеете изменить мир.
Христос не просто за бедняков – он разделяет их судьбу. Это сильнейший пример и урок Его последователям всех эпох. Он говорит «бедные всегда с нами», что означает: они всегда недалеко от нас, но это не должно выработать в нас привычку воспринимать их с привычным равнодушием. Беднота – не чужеродный элемент общества, а часть его, поэтому обязанность этого общества – делить с ними их страдания, протягивать руку помощи, восстанавливая их человеческое достоинство. Если сказать проще, то истинный христианин, желающий лицезреть Иисуса, знает, что нужно делать. Обездоленные – это способ приобщиться к Нему, они представители Его среди нас.
О важности понимания сути бедности в обществе
Слово Божие учит нас быть внимательнее к бедным и убеждает осознавать, что в мире существует изобилие видов хаоса, порождающего новые формы бедности. Все чаще слышны слова, что малоимущие не просто сами виноваты в своей ситуации, но также лежат слишком тяжелым грузом на плечах мировой экономики. Во главу угла ставятся интересы привилегированных категорий населения, мировой рынок попирает этические принципы и формирует бесчеловечную среду, способную калечить человеческие души. Появляются все более современные, изощренные капканы бедности и расчеловечивания, порождаемые чуждыми гуманизма экономическими условиями цифрового мира.
Мало того, оказывает свое воздействие и новая чума, многократно увеличивающая бедность в мире: коронавирус. Даже если он не причиняет мук и не отнимает жизнь, то зачастую повергает в бедность. Количество малоимущих растет, и, как ни печально, этот процесс не ослабеет в обозримом будущем. Противопоставить этому следует общественную солидарность и щедрость – к счастью, очень многие не чужды им и способны внести значимую лепту в борьбу с мировыми проблемами.
Но как быть с миллионами бедных, сталкивающихся если не с суровостью, то с равнодушием окружающих? Через что нужно пройти нашему обществу, чтобы вернуть себе человеческое достоинство, о котором часто теперь стали забывать?
Индивидуалистский подход к жизни во многом виновен в распространении бедности, но при этом он стремится выставить виноватыми самих малоимущих людей. Однако бедность – это не фатальный рок, а следствие человеческого эгоизма. Потому важнейшая и всеобщая задача – способствовать прогрессивным процессам, когда ценным считается каждый человек. Нередко сами те, кто бедны, дают нам уроки солидарности и участия к ближним.
Начните с себя
Многим из нас следует изменить свой подход к проблеме бедности. Эта проблема должна быть последовательно решена при активном участии правительств и международных структур, для чего требуется разумно устроенная модель общества, эффективно исправляющая недочеты, приводящие людей к бедности. Если малоимущие становятся маргиналами, будто они сами в этом виноваты, то это подрывает саму идею демократического общества. Опасное заблуждение, от которого следует избавляться как можно быстрее, — полагать, что степень вашей свободы напрямую связана с количеством денег у вас на счету. Помощь малоимущим – действенный и перспективный путь к возрождению и вовлечению в активную жизнь этой категории населения планеты, что сегодня бессильна и нема, но глазами которой на нас смотрит Спаситель, взывая о нашей помощи.
«Ибо нищих всегда имеете с собою» (Мк 14,7). Это напоминание о том, что всегда есть путь к сотворению добра. Апостол Павел говорит о том же самом, убеждая христиан оказывать помощь неимущим не с сожалением или под принуждением, а с радостью, потому что лишь такие поступки угодны Богу. И речь здесь идет не о заглушении совести, но о том, как важно противостоять безразличию и несправедливости, зачастую проявляемой людьми к обездоленным.
Важнейшая задача – быть чутким, осознавать потребности тех, кто беден, потому что их запросы объективно изменчивы, как и наша жизнь. По совести говоря, в наши дни население экономически развитых стран меньше, чем ранее, стремятся противодействовать бедности. Состояние относительного благополучия, вызывающее привычку, мешает принимать на себя жертвы и лишения. Поэтому такие люди нередко становятся раздражительными, тревожными, а зачастую агрессивными.
Поэтому от каждого из нас требуется открытость для чтения знаков времени. Неотложная помощь малоимущим людям не должна препятствовать дальновидным решениям и проявлением истинной христианской любви на фоне все новых несчастий, на которые столь щедра наша современность.
День надежды для каждого
Я питаю искреннюю надежду на то, что Всемирный День бедных, отмечаемый нами уже в пятый раз, поможет укоренению христианского отношения к тем, кто обездолен во всех уголках мира, и что христиане будут чаще идти навстречу бедным. Неразумно ожидать, когда тот, кто нуждается в нашей помощи, сам постучит в нашу дверь. Наш долг – находить их, где бы они ни ютились. Очень важная задача – понимание их, сочувствие им, осознание, какие именно беды занимают их души и мысли и в чем сегодня они нуждаются больше всего. Выразительным примером такого христианского душевного устремления является человечное высказывание католического священника Примо Мацоллари «Я попросил бы вас не спрашивать меня, есть ли бедные люди, кто они и сколько их, потому что я боюсь, что подобные вопросы уводят в сторону или могут послужить предлогом, чтобы заглушить голос совести и сердца. Я никогда не считал бедных, потому что их нельзя сосчитать».
Среди нас немало бедных людей. И как бы это оказалось истинно по-христиански, если бы каждый из нас сказал: «я такой же бедняк, как они, поэтому я без труда могу их узнать, впустить их в свою жизнь и тем самым ступить на путь спасения собственной души».
В этот день мы призываем всех оставаться дома, размышлять о бедных в нашей жизни и расширять молитвенное измерение этого дня. Предлагаем вместе, утром, днем и вечером молиться о нашей земле и о творении