Дорогие мои сотрудники и добровольцы «Каритас Санкт-Петербурга»!Я сейчас нахожусь в Риме, преподаю в Латеранском университете. Сегодня в нашей Епархии началась неделя милосердия. Я радуюсь, что есть такая неделя и хотел бы поделиться с Вами своими размышлениями.

Когда я слышу слово «милосердие», конечно, я не думаю о нем как о существительном, определенном раз и навсегда. Для меня «милосердие» это глагол – призыв к действию, такой же как слово – «любовь» и слово – «правда». В конце концов, об этом идет речь. Чтобы понять, что означают слова «любовь», « правда», «милосердие», прежде всего, нужно узнавать их в действии. Потому что все эти слова не пустые, не теоретические понятия или идеи. Они более чем-либо живые глаголы: развиваются, растут, поднимаются и совершаются.

Для нас, сотрудников и добровольцев Каритас Санкт-Петербург, эта неделя не для того, чтобы размышлять и созерцать что такое « милосердие». Это призыв действовать. Потому что, мы знаем, «милосердие» — это глагол, это действие или развитие чего-то, что уже находится в наших сердцах и оно может расти. Когда мы действуем, есть категории: «больше» и «меньше», но любовь, правда, милосердие – это не количество, это – качество, и оно не измеримо. Поэтому только человек, который действует, понимает суть: милосердие – прежде всего, дар, а не завоевание.

Эта неделя для нас прекрасная возможность для того чтобы дар милосердия рос в нас, развивался, поднимался.

Когда мы читаем Ветхий Завет и Новый Завет, слово «милосердие» имеет такое значение, какое не имеют другие слова в Библии, оно имеет телесность, то есть это не идея как будто бы без плоти, нет это конкретная идея, имеющая свою плоть.

Почему? Потому что милосердие по-еврейски происходит от слова «рахамим», то есть, внутренность, в конце концов – это чрево, там где человек рождается. «Милосердие» это слово не то, что мы думаем, а то, что чувствуем, и чувствуем очень в глубоко в себе. Поэтому есть ощущение, когда мы приближаемся к нуждающимся людям, внутри нас рождается глубокое чувство, которое делает так, что мы начинаем действовать, действовать очень конкретно.

Чтобы более конкретно говорить о милосердии, я даю вам пример: когда Иисус рассказывает притчу о самарянине в Евангелие от Луки (10, 25-37) (Без сомнения все вы ее помните и я не буду пересказывать ее в этих размышлениях). В этой притче говорится о трех ситуациях: как человек может быть или не быть милосердным: священник видел нуждающегося человека и прошел мимо; левит увидел, подошел, посмотрел и прошел мимо; самарянин увидев его, сжалился (то есть внутри его возникло глубокое чувство) подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, позаботился о нем, платил два динария, чтобы ухаживали за ним и был готов дать больше если нужно.

В этой притче Иисус дает нам 10 глаголов. Наверно это не случайно. Здесь находим как будто новый декалог, новый закон, закон или декалог милосердия. Это наши с вами ежедневные действия, которые мы выполняем, работая в программах Каритас.

Это конкретный декалог как быть милосердными, то есть, как быть подобными нашему небесному Отцу «Будьте милосердны, как Отец ваш небесный милосердный».Дорогие друзья! Речь идет не о том, что мы можем или не можем делать, это не опция: хочешь – делай, не хочешь – не делай. Если ты хочешь быть подобным Отцу небесному, то есть, быть совершенным и счастливым (а разве кто-нибудь не хочет это?) ты должен быть милосердным.

И для этого есть конкретный путь, который определяется 10 глаголами: увидеть, сжалиться, подойти, перевязывать, возливая масло, посадить его, привезти в гостиницу, позаботиться, вынуть и дать два динария, дать больше если нужно. И это не красивая теория.Сам Бог приблизился к нам, к человечеству, которые были брошены и «едва живые» на краю пути жизни, и Он поступал с нами так, как настоящий Самарянин.

Дорогие друзья: хотите быть счастливыми – будьте милосердными!

Наталия Певцова